Олег Янкелев — о FinTech на форуме Thomson Reuters

· 3 минуты на чтение
Олег Янкелев — о FinTech на форуме Thomson Reuters

Вопрос модератора: Куда делся весь FinTech, о котором мы говорили ровно год назад? Все ушли майнить?

Олег Янкелев: Наиболее вероятно, что они ушли на поиски нового раунда финансирования, столкнувшись с реальностью продвижения standalone-сервисов.

Олег Янкелев на форуме Thomsom Reuters - фото 2


Вопрос модератора: FinTech и новые технологий — хайп или реальность?

Олег Янкелев: FinEx занимается не технологиями как таковыми, а развитием инновационных финансовых продуктов, таких как ETF на Московской бирже и робо-эдвайзинг. Споры о том, что же это, будущее или реальность, не утихают в отношении ETF и Robo многие годы. Тем не менее после достижения объема активов под управлением ETF 4.6 трлн долл. в октябре 2017 г., дискуссия может носить исключительно философский характер.

Несмотря на относительную молодость — а современному робо-эдвайзингу всего несколько лет, нет сомнений в том, что это то направление, куда движется индустрия управления активами. 5-7 лет назад глобальные лидеры рынка управления активами смотрели на робо-эдвайзинг как на продукт для очень узкого круга клиентов (преимущественно молодежи). Сейчас на фоне роста интереса к сервисам со стороны состоятельных клиентов старшего возраста, настроение крупнейших игроков изменилось — большинство из них либо создают собственные платформы, либо входят в капитал и/или предлагают white-label решения независимых робо-эдвайзеров. Объем активов под управлением робо уже достиг 200 млрд долл. и быстро растет. По оценкам AT Kearney, уже к 2020 году речь будет идти о триллионах долл. под управлением робо. И естественно, робо реальность, вокруг которой в России действительно много хайпа.

Олег Янкелев на форуме Thomsom Reuters - фото 3


Для нас, как пионера этого сегмента в России, это и хорошо и плохо одновременно. Хайп помогает привлечь внимание к твоему решению как инвесторов, так и клиентов, но одновременно провоцирует появление продуктов, использующих модные термины и названия для создания продуктов-подделок.

Именно такая ситуация сейчас складывается вокруг робо-советников. Когда более трех лет назад мы начали обсуждать с участниками рынка перспективы трансформации рынка управления активами и скорое появление автоматических финансовых советников, большинство из них реагировало крайне скептически, причем даже доброжелательно настроенные собеседники воспринимали это как очередное чудачество нашей команды.

С тех пор мы реализовали B2C-решение под брендом Финансовый Автопилот и B2B2C-решение для ряда крупнейших банков, включая сервис Простые инвестиции для Сбербанка. На фоне этого о создании собственного робо сейчас не говорит только ленивый – от брокеров до УК и просто компаний без лицензий и релевантного опыта управления активами.

При этом мы видим, что большинство проектов, запущенных за последние два года, не только не могут быть отнесены к робо-эдвайзингу, а просто используют робо- и другие популярные термины, типа искусственного интеллекта и big data, в своих названиях для улучшения дистрибуции текущей продуктовой линейки.

Олег Янкелев на форуме Thomsom Reuters - фото 4


Важно помнить, что рынок финансовых услуг серьезно отличается, например, от рынка потребительских товаров, где у потребителя есть четкие ожидания относительно продукта, и где негативный опыт от использования футболки не становится причиной того, что человек не будет больше никогда носить футболки. Низкая финансовая грамотность клиентов не позволяет им делать разумный выбор инвестиционного сервиса (отделить имитаторов от качественных провайдеров услуг), что приводит к ошибкам, разочарованию и потере сбережений.

Олег Янкелев на форуме Thomsom Reuters - фото 5


Естественно, мода в данном случае оказывает крайне негативное влияние на развитие нормальных проектов и сервис, действительно решающих проблемы инвесторов, т.к. приводит к сумятице в головах клиентов и к отторжению не только сервисов-имитаторов, но и полноценных решений.